Садизм

Садизм
– 1. термин Р.Краффт-Эбинга (1886), обозначает связь сексуального удовольствия с причинением кому-то страдания, боли, физической и/или психологической. Реальное и явно смакуемое истязание кого-либо или даже фантазии на эту тему (нередко материализуемые в рисунках, текстах) вызывает у перверзного пациента сексуальное возбуждение, являясь прелюдией к половому акту, однако жестокость может проявляться также по ходу последнего и по его завершении. В некоторых случаях жертве наносятся тяжёлые физические травмы, иногда несовместимые с жизнью. О.Мирба («Голгофа») рассказывает:»Я выслушал как-то исповедь знаменитого убийцы женщин, не грабившего, но насиловавшего их. Его спорт заключался в том, что острый момент наслаждения совпадал с предмертной судорогой женщины. В эти минуты, признавался он, я чувствовал себя богом в момент мироздания». Для сексуального садиста это его отождествление с высшими силами является не менее патологическим, нежели то, что он делает со своей жертвой. Расстройство возникает у психопатических личностей, в клинически значимой форме его развитие завершается обычно в молодом возрасте и, повидимому, в некоторой части случаев оно может быть изолированным в том плане, что не сопровождается иными сексуальными патологиями. Встречается преимущественно у мужчин как в гетеро-, так и гомосексуальных контактах. Распространённость расстройства, если иметь в виду разные степени его выраженности, повидимому, достаточно велика, но в официальнй статистике фигурируют обычно лишь единичные и громкие случаи, получившие широкую огласку и имеющие уголовно наказуемые последствия. Связь агрессивности и сексуальности, существующая при садизме, удовлетворительного объяснения не имеет. Одно из предположений состоит в том, что речь может идти о гиперкомпенсации комплекса неполноценности у паранойяльных личностей, проявляющейся в сексуальных отношениях в виде стремления к власти над половым партнёром. Термин связан с именем эссеиста, романиста и в сущности подлинного патографа маркиза де Сада, романы которого наполнены описаниями парафилий, насилия, жестоких убийств, получения сексуального удовольствия от причинения боли жертвам агрессивных посягательств («Жюстина, или Злоключения добродетели», 1791, 1794; «Новая Жюстина...», 1797; «Философия в будуаре», 1795; – все эти книги в 1801 г. были конфискованы; «Сто двадцать дней Содома» - опубл. в 1931-1935 г.). Для маркиза люди были не более, чем механизмы, контролируемые в своём поведении инстинктами и плотскими потребностями, в этом плане этот товарищ вполне может рассматриваться как предшественник З.Фрейда. Между прочим литературные шедевры маркиза время от времени до сих пор рекламируются в отдельных СМИ РФ. По обвинению в сексуальном извращении ставший столь знаменитым маркиз 18 лет пробыл в заключении, а позднее, когда он пытался подарить свои книги Наполеону, тут же по приказу последнего был помещён в психиатрическую лечебницу, где спустя 12 лет и умер (1814). В психиатрической больнице маркиз будто бы вёл себя мирно, был приветливым, дружелюбным, участвовал в театральных представлениях и вроде бы обнаруживал явных признаков сексуальной патологии. Осталось неизвестным, в какой мере де Сад описывал в своих книгах собственные патологические тенденции и насколько развитие последних было обусловлено его литературными фантазиями. Синонимы: Алголагния активная, Половой тиранизм; 2. в более широком смысле – получение удовольствия от доминирования, власти, жестокости, причинения боли и страдания другим людям. Сексуальная коннотация может при этом отсутствовать. Одержимость потребностью во власти может сочетаться с похотливостью, как это, по описаниям историков, было свойственно Соломону, Нерону, Наполеону и другим столь же обаятельным личностям, однако властолюбие бывает присуще и лицам, сексуально холодным или может быть только ставшим таковыми с возрастом либо под влиянием заболевания; 3. в психоанализе – сексуальная перверзия, при которой для получения эротического удовольствия причиняется боль объекту полового влечения. Считается неясным, является ли садизм в чистом виде инфантильным составным инстинктом или представляет собой слияние либидного и агрессивного импульсов. Если верно последнее, то остаётся непонятным, является ли агрессивный компонент садизма проявлением врождённых деструктивных тенденций либо ответом на фрустрацию и/или унижение. Неясно также, вызывается ли «удовольствие» от садистических действий только восприятием чужой боли или ощущением власти, которая даёт возможность причинять боль. До 1929 г. З.Фрейд считал, что садизм способен к обращению в мазохизм, но позднее он решил, что первичным является мазохизм, который является свидетельством в пользу преобладания инстинкта смерти, и именно мазохизм способен обращаться в садизм, а не наоборот. Согласно Э.Фромму, в такой позиции выражена тенденция к некрофилии, разрушению «Биофилов», напротив, характеризует стремление к созиданию и утверждению гуманистических ценностей. Но всё это суть общие слова, которые мало проясняют существо дела. См. Садистическая ритуальная жестокость.


* * *
– сексуальное извращение, характеризующееся страстью к насилию; в психоанализе – поведение человека, ориентированное на получение удовольствия путем насилия над сексуальным партнером, причинения ему физической боли и душевного страдания.

   Термин «садизм» происходит от имени французского писателя маркиза де Сада (Донасьен Альфонс Франсуа, 1740–1814), автора романов и сборника новелл «Преступления любви, или Бред страстей», в которых он описал сцены сексуальной патологии. Немецкий психиатр Р. Крафт-Эбинг (1840–1902) использовал понятие «садизм» для обозначения одной из форм сексуальной перверсии (извращения).

   В понимании З. Фрейда сексуальность большинства мужчин содержит примесь агрессивности. В противоположность мазохизму, характеризующемуся пассивной позицией, садизм связан с активностью человека. В отличие от женщин мужчины более склонны к насильственному преодолению сопротивления сексуального партнера. В целом садизм соответствует преувеличенному агрессивному компоненту сексуального влечения.

   Рассматривая садизм, З. Фрейд исходил из того, что история развития человечества свидетельствует о тесной связи между жестокостью и половым влечением. Некоторые ученые объясняли подобную связь тем, что всякая боль сама по себе содержит наслаждение; следовательно, и садизм как сексуальное извращение, по их мнению, основывается именно на этом.

   З. Фрейд не считал подобное объяснение сексуального извращения удовлетворительным. Он полагал, что пассивная и активная формы сексуальной деятельности не всегда выступают в чистом виде. Чаще всего они переплетаются между собой: тот, кто получает сексуальное наслаждение, причиняя боль другому, также способен испытывать наслаждение от боли, которую причиняют ему. Хотя в одном человеке активная или пассивная позиция может быть выражена сильнее, тем не менее садист всегда является одновременно и мазохистом.

   По З. Фрейду, некоторые сексуальные извращения встречаются как противоположные пары. Садизм и мазохизм – типичный пример такой пары. Но садизм не объясняется только примесью агрессивности. Понимание садизма и мазохизма лучше всего соотносить с противоположностью мужского и женского начал.

   Исследуя инфантильную сексуальность, З. Фрейд пришел к заключению, что садизм можно рассматривать в более широком плане, а не только в узком – как сексуальное извращение. В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) он писал: «Понятие садизма, в обычном применении этого слова, колеблется между только активной и затем насильственной установкой по отношению к сексуальному объекту и исключительной неразрывность удовлетворения с подчинением и его терзанием. Строго говоря, только последний крайний случай имеет право название перверсии». Обращаясь к рассмотрению инфантильной сексуальности, он показал, как у ребенка может развиваться компонент жестокости сексуального влечения. Детскому характеру, замечал он, вообще свойственна жестокость: дети отличаются особой жестокостью по отношению к животным, друг к другу. Их жестокость происходит из влечения к овладению.

   З. Фрейд считал, что жестокость преобладает в фазе сексуальной жизни, названной им прегенитальной, то есть предшествующей зрелой сексуальности, связанной с деятельностью гениталий. В частности, он выделил садистско-анальную организацию прегенитальной сексуальности, на которой влечение к овладению принимает форму жестокости. Способность к состраданию возникает у детей позднее.

   В психоаналитической трактовке З. Фрейда склонность к садизму потенциально содержится в каждом человеке. Она связана с развитием ранних фаз детской сексуальности.

   Представления З. Фрейда о садизме получили свое дальнейшее развитие в одних психоаналитических исследованиях и критическое переосмысление в других. В частности, американский психоаналитик Э. Фромм (1900–1980) считал, что сексуальный садизм является одной из наиболее распространенных форм сексуального извращения. Вместе с тем он исходил из того, что садистские импульсы проявляются, как правило, и в сексуальности человека, и в других его несексуальных влечениях. Поэтому можно говорить о садистском характере. Если, совершая садистские действия, человек достигает сексуального возбуждения, то он, по словам Э. Фромма, настоящий садист, одержимый страстью властвовать, мучить и унижать других людей.

   В работе «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) Э. Фромм обратил особое внимание на проявление несексуального садизма, включая жестокое обращение с детьми, причинение физического страдания беспомощным, беззащитным людям и животным, нечеловеческое обращение с военнопленными, больными (особенно умалишенными) и сидящими в тюрьмах, применение пыток под прикрытием осуществления религиозных или политических идей. Наряду с физическим садизмом он также выделил психический садизм, проявляющийся в душевной жестокости, унижении, обидах и оскорблениях, выраженных в словесной форме. «Психический садизм имеет много способов маскировки: вроде бы безобидный вопрос, улыбка, намек… мало ли чем можно привести человека в замешательство. Кто не знает таких мастеров-умельцев, которые всегда находят точное слово или точный жест, чтобы кого угодно привести в смятение или унизить». Как подчеркнул Э. Фромм, психический садизм может приносить людям не меньшие, а подчас даже большие страдания, чем физический садизм.

   По мнению американского психоаналитика, сердцевину садизма, независимо от различных форм его проявления, составляет «страсть, или жажда власти, абсолютной и неограниченной власти над живым существом, будь то животное, ребенок, мужчина или женщина». Обычно садизм – «это злокачественное образование», «превращение немощи в иллюзию всемогущества», «религия духовных уродов». Типичными чертами садистского характера являются: стремление, чтобы все живое находилось под контролем и чтобы живые существа превратились в вещи, дрожащие объекты обладания; проявление садистских импульсов только по отношению к слабым, но не сильным людям; презрение к слабому с тенденцией к абсолютному подчинению его; боязнь всего нового, непредсказуемого, требующего нестандартных решений и действий; трусость и готовность к подчинению более сильному человеку. Развитию садизма способствуют такие факторы, как основанные на эксплуатации условия жизни, все те обстоятельства, которые дают ребенку или взрослому ощущение пустоты и беспомощности, и все то, что приводит к возникновению страха, утрате жизненных сил.

   Рассматривая причины и корни возникновения злокачественного садизма, Э. Фромм пришел к заключению, что их понимание не может ограничиваться учетом только врожденных биологических факторов, как это подчас имеет место в некоторых исследованиях. Важно принимать во внимание также психологическую атмосферу и социальные условия жизни человека, от которых зависит «не только возникновение социального садизма, но и судьба индивидуального, личностного садизма».


  
* * *
(активная альголагния, эротический тиранизм) – сексуальная девиация, при которой половое возбуждение и удовлетворение достигаются в результате причинения партнеру физических страданий, унижения и т. п. Крайнее проявление садизма – так называемый люстморд (Lustmord), т. е. убийство сексуального партнера во время максимального полового возбуждения. Нередко сочетается с мазохизмом (так называем садомазохизм), отражая биполярность природы человека. Элементы садизма могут присутствовать и в рамках нормальной сексуальности, а также при различных сексуальных девиациях (бертранизм, вампиризм, некрофилия, некросадизм и др.), в некоторых религиозных культах (у флагеллантов) в виде бичевания, самобичевания (активная флагеллация). В широком (переносном) смысле – стремление к жестокости, наслаждение чужими страданиями. Назван по имени французского писателя графа Донатьена Альфонса Франсуа де Сада, известного также под именем маркиз de Sade (1740–1814), который подробно описал в своих произведениях сексуальную практику физического истязания и унижения женщин во время полового акта и других действий, много лет провел в тюрьме и умер в психиатрической больнице Шарантон под Парижем. Впервые описан как половое извращение немецким психиатром Р. Крафт-Эбингом (R. Krafft-Ebing, 1840–1902), предложившим термин «садизм» в монографии «Сексуальная психопатия».

R. Krafft-Ebing. Psychopathia Sexualis. Stuttgart,1886.


* * *
(от фамилии писателя де Сада, страдавшего этим заболеванием) – сексуальное извращение, когда половое возбуждение и удовлетворение происходит вследствие причинения физических или нравственных страданий партнеру или объекту насилия, его убийства.


Блузка лопнула, и в сумеречном свете сверкнули ее напрягшиеся в борьбе молочно-белые упругие груди. Флора упала навзничь, отдаваясь во власть победителю… Свирепая ярость охватила его, заставляя искать глазами какое-нибудь оружие, камень или другой предмет, которым он мог бы ее убить. Взор его упал на ножницы…он судорожно схватил их, готовый вонзить в обнаженную грудь с нежно алевшими сосками. Но волна леденящего ужаса отрезвила его… (Э. Золя, Человек-зверь).



Другие с пробуждением зрелости мечтают обладать женщиной, а он был одержим одной только мыслью – убить ее!… Почему его всякий раз внезапно охватывал приступ слепой ярости, постоянно терзало дикое желание отомстить за какие-то очень давние обиды…? Не было ли первопричиной всего этого страдание, в незапамятные времена причиненное женщинами людям его пола? Быть может, злоба передавалась из поколения в поколение, от самца к самцу? (там же).



Я выслушал как-то исповедь знаменитого убийцы женщин, не грабившего, но насиловавшего их. Его спорт заключался в том, что острый момент наслаждения совпадал с предсмертной судорогой женщины. «В эти минуты, признавался он, я чувствовал себя богом в момент мироздания!» (О. Мирбо, Голгофа).


Ср.:


Наблюдая за играми молодежи в поле…он видел, что даже подростки любят обижать девиц: щиплют их, колотят, бросают в косы репьи… Слезы обиженных девушек почти всегда вызывали довольные усмешки парней, и во всех играх сквозило желание причинить боль, грубо подчеркнуть превосходство мужской силы (М. Горький, Жизнь Матвея Кожемякина).


Как считают исследователи, придирки, пиление, сарказм, вспышки раздражения – психологические формы садизма. Также предполагают, что поцелуй в любви происходит от укуса, т. е. садо-мазохистского происхождения, как и крепкие объятия, щипание. Шутки типа незаметного вынимания стула из-под привставшего на минуту человека, с тем чтобы он, не зная об этом, снова присаживаясь, упал на пол, считают сублимацией полового садизма. Ср. мазохизм.


* * *
Получение наслаждения от нанесения другому человеку морального и физического страдания. Название сопряжено с фамилией маркиза де Сада (1740–1814).


* * *

психопатология, страсть к жестокости, получение наслаждения от чужих страданий, название произошло (от имени французского писателя де Сада), описавшего это явление.


* * *
(от имени фр. писателя маркиза де Сада) – форма половой перверсии. Термин предложен Р. фон Краффт-Эбингом. Сексуальное удовлетворение достигается при причинении физических страданий или унижений партнеру. Действия садиста могут включать оскорбления, брань, запугивание, побои, бичевание, убийство. Часто садистические наклонности реализуются в фантазиях.


* * *
стремление к сексуальному удовлетворению, которое достигается самыми разнообразными приемами истязания и унижения партнера. Существуют различные формы С.: от мягкой, контролируемой игры с послушным партнером до агрессивного поведения, включающего попытки изнасилования и убийства. Некоторые садисты получают удовлетворение от мук сопротивляющейся жертвы, другие – от страданий покорной. Нанесение легкой боли для получения полового возбуждения (например, укусы, шлепки по ягодицам) нередко встречается и у здоровых людей, но при этом получение полового удовлетворения не связано с причинением страданий партнеру.


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Поможем написать реферат
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Садизм" в других словарях:

  • САДИЗМ — (от собств. им. маркиза де Сад порнографического писателя и развратного человека). 1) Извращение половых инстинктов, выражающееся в стремлении мужчины причинить женщине физическую боль. 2) Фривольный характер сочинений, во вкусе известного… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • садизм — а, м. sadisme m. 1. Половое извращение, при котором полное удовлетворение достигается при условии причинения партнеру морального или физического страдания; названо по имени фр. писателя де Сада (1740 1814), описавшего это извращение в своих… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • садизм — Ощущение сексуального возбуждения и удовлетворения, достигаемое от причиняемой партнеру боли или его унижения. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. садизм …   Большая психологическая энциклопедия

  • садизм — свирепость, антигуманность, алголагния, флагелляция, беспощадность, лютость, кровожадность, бесчеловечность, жестокосердие, жестокость, безжалостность Словарь русских синонимов. садизм см. жестокость Словарь синонимов русского языка. Практический …   Словарь синонимов

  • Садизм —  Садизм  ♦ Sadisme    Извращение, смысл которого заключается в наслаждении, испытываемом при виде чужих страданий, как это описано у Сада. Отличается от жестокости более явно выраженной эротической окраской. Что отнюдь не значит, будто садизм… …   Философский словарь Спонвиля

  • САДИЗМ — страсть к жестокости, наслаждение чужими страданиями. Распространенным проявлением С. является названное по имени французского писателя маркиза де Сада (1740 1814 гг.) половое извращение, при котором лицо удовлетворяется, причиняя боль и мучения… …   Юридический словарь

  • САДИЗМ — САДИЗМ, 1) половое извращение, при котором для достижения полового удовлетворения необходимо причинение партнеру боли, страдания. Названо по имени А. де Сада, описавшего это извращение. 2) В переносном смысле стремление к жестокости, наслаждение… …   Современная энциклопедия

  • САДИЗМ — половое извращение, при котором для достижения полового удовлетворения необходимо причинение партнеру боли, страдания. Назван по имени французского писателя де Сада, описавшего это извращение. В переносном смысле стремление к жестокости,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Садизм — половая перверсия, при которой сексуальное удовлетворение достигается при причинении физических страданий или унижений своему партнеру. Сам термин был предложен Р. фон Крафт Эббингом. Действия садиста могут включать в себя: оскорбления, брань,… …   Психологический словарь

  • САДИЗМ — САДИЗМ, садизма, мн. нет, муж. (книжн.). 1. Вид полового извращения причинение физической боли (побои, укусы) или убийство другого лица для удовлетворения своего полового чувства (мед.). 2. перен. Ненормальная страсть к жестокостям, мучительству …   Толковый словарь Ушакова

  • САДИЗМ — САДИЗМ, а, муж. 1. Половое извращение, при к ром половое чувство удовлетворяется причинением физической боли другому лицу. 2. Извращённая и изощрённая жестокость. | прил. садистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… …   Толковый словарь Ожегова

Книги

Другие книги по запросу «Садизм» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»